АиФ > 13 (658) от 25.03.2009 > Круглый стол
К концу весны за воротами предприятий может оказаться больше трех миллионов трудоспособных украинцев, констатировал заместитель директора Государственного центра занятости Украины Петр Василенко на встрече "за круглым столом", которая прошла на днях в редакции «АиФ».
Что такое сетевой маркетинг, украинцы помнят еще с конца 80-х годов, когда появились первые иностранные компании, продающие из рук в руки чудо-биодобавки и счастливое застрахованное завтра. Компании обещали в три счета сделать всех стройными, красивыми и богатыми. Новый бизнес не пугал своей неправдоподобностью и агрессивностью – за времена тотального дефицита мы привыкли, что все хорошее так и реализуется: мимо прилавка, из рук в руки Потребовались годы безупречной работы многих компаний, работающих уже в новом, не «пирамидальном», формате прямых продаж, чтобы эту трещину залатать. Сейчас рынки сетевого маркетинга и прямых продаж вновь переживают бум.
Именно здесь по-прежнему находится место всем – и любому покупателю, и всякому продавцу – вне зависимости от пола, возраста, образования, состояния здоровья, степени занятости и наполненности кошелька. Но чтобы преуспеть, надо не запутаться в понятиях и разобраться, с какими компаниями есть смысл иметь дело, а от каких следует держаться подальше.
Наши гости рекомендуют насторожиться, если:
- вас пытаются вербовать в сеть прежде, чем вы впервые приобрели товар, и требуют вступительный взнос, при этом обещают стремительный рост вложенных вами средств.
- вам навязчиво звонят, настаивают на встрече и презентации товара, ваши возражения игнорируются.
- вам предлагают купить товар на улице, в магазине, на рынке.
- у консультанта нет документального подтверждения его принадлежности к фирме.
Можно ли рассчитывать на пенсию?
Ведущие игроки рынка «из рук в руки», объединившиеся в Украинскую ассоциацию прямых продаж (УАПП), -это крупнейшие компании с многолетней историей и мировыми именами,- насчет будущего полны оптимизма. Чего не скажешь, допустим, о рынке розницы. По данным УАПП сейчас в системе работает около одного миллиона трудоспособных украинцев. Завтра эта цифра может существенно вырасти, как и обороты рынка. В 2008 году емкость рынка прямых продаж составила около 3,5 млрд. грн.
«Это немалая сумма - по государственном бюджете в 230 млрд грн! Не считаться с такими объемами нельзя, - согласен Юрий Гаврилечко, эксперт компании «РитейлСтудио». – Это веский аргумент для госвласти, чтобы миллионы людей, занятых на нем, могли спокойно работать и не волноваться за будущее, в частности, за пенсию».
Чтобы не оказаться у разбитого корыта, надо «работать в рамках правового поля», зарегистрировавшись частным предпринимателем и регулярно выплачивая налоги, советуют участники форума. Это не требует много времени. Достаточно лишь оформить документы - налоговым агентом выступает сама компания. Открылась интересная деталь. Как разъяснили присутствовавшие на Круглом столе сотрудники ГНАУ Александр Ревчук и Юрий Тимощук, на практике это не столь обременительно для бюджета, как может показаться на первый взгляд. В частности, при маленьких оборотах и мизерном доходе необязательно платить пресловутые 200 грн. Есть другой формат: в качестве налога платится сумма, эквивалентная 15% от размера чистой прибыли, полученной за квартал. Естественно, из всех этих цифр и будет складываться сумма грядущей пенсии. При условии, что вы зарегистрированы в пенсионном фонде.
«Прямые продажи – это хорошая школа, - считает Олеся Андреева. - Мы нацелены на построение бизнеса, а не на моментальное обогащение, как это практикуется в компаниях с агрессивным стилем работы, в «пирамидах».
В УАПП начинающие консультанты максимально защищены от неприятностей и практически ничем не рискуют.
«В Украинской ассоциации прямых продаж разработан кодекс профессиональной этики, которого обязаны придерживаться все участники,- заверил Алексей Емельянов, генеральный директор ООО «AmWay-Украина».- Он защищает не только членов команды – консультантов и представителей компаний, но и покупателей».
Доверие должно быть оправдано: все, что продается из рук в руки соответствует заявленному качеству, несмотря на относительно невысокую цену. Неубедительно? Не покупайте…
«Консультант обязан немедленно прекратить демонстрацию товара по первому требованию клиента и не быть навязчивым, – говорит Виктория Харченко.
Если представитель компании все-таки перегибает палку или товар вызывает много вопросов, можно пожаловаться независимому администратору кодекса УАПП Андрею Матяшевичу, который обещает разобраться с любым сигналом. Правда, по признанию Андрея, за три года существования его должности он получил всего одну жалобу.
«Товар проходит двойную сертификацию.Он обязательно получает «добро» в стране-производителе, а потом - в Украине. Мы гарантируем: ни подделок, ни контрабанды, ни просроченных товаров у консультантов - официальных представителей наших компаний - нет.»
Кстати, по украинским законам, представители компаний обязаны представить документ, удостоверяющий личность и свидетельствующий о том, что человек имеет отношение к компании, пояснила эксперт Круглого стола, начальник отдела Главного Киевского городского управления по делам защиты прав потребителей Госпотребстандарта Украины Ирина Свинтановская. А если вы что-то приобретаете, вам должны выписать чек.
«Потребительский спрос меняется, - рассказала Елизавета Савенко, руководитель проекта «Косметический рынок сегодня». - Люди меньше тратят деньги, покупая «на пробу», берут проверенные вещи. Растет рынок недорогого товара. Такой могут предложить именно продажи из рук в руки.»
«По статистике, на украинском рынке прямых продаж реализуется до 24% всех косметических средств, - рассказал региональный менеджер «ОК»Украина, Беларусь и Молдова Матс Палмквист. – Мы успешно конкурируем с розницей. Каждый человек делает для себя выбор: покупать у консультанта или в магазине. Стоит помнить, что в цену товаров, реализуемых в рознице (магазины и супермаркеты), производители закладывают до 80% расходов на рекламу, аренду, расходы на персонал и других посредников. Готовы ли украинцы, вынужденные сегодня экономить каждую копейку в бюджете, на такие дополнительные расходы? Думаю, нет!»
В то же время, по мнению г-на Палкмвиста, перспективы украинского рынка для компаний, входящих в УАПП, колоссальны: «Украинский рынок – долгосрочный бизнес. Если в Швеции каждая женщина тратит на косметику в среднем до 200 евро в год, то в Украине – лишь 45. Есть куда расти!»
Аргументы и факты в Украине
Контактная информация: Киев,тел/факс: 521-27-57, моб. 8067-23-88-807. E-mail: victrix304@ukr.net